МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад №1»
Конспект
интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной группе "Теремок"
Тема: "Япония - страна Восходящего Солнца"
Воспитатель Валеева Эльза Равильевна
с. Усть-Ишим - 2016 г.
Цель: Формирование элементарных представлений о Японии
Задачи:
Образовательные: знакомство с бытом, культурой, обычаями японцев.
Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме единственного и множественного числа); знакомство с несклоняемыми существительными.
Развивающие: Продолжать развивать монологическую речь.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважительное отношение к другим национальностям и народам, к их национальной культуре.
Материал к занятию: Глобус, репродукция картины "Зима" У. Хиросигэ, карточки с неправильным словом "МОНОКИ" и правильным словом "КИМОНО", вазочка, веер, запись японской национальной музыки, материал со слайдами, ноутбук. мультимедийная установка, карточки по 10 зеленого, 30 красного, 20 синего цветов.
Ход НОД:
I. Организационный момент:
- Ребята, я уже с вами утром встречалась, поздоровалась. Но сейчас я хочу еще раз поприветствовать вас. (Приветствие, как в Японии). Что вы почувствовали, когда я приветствовала вас таким образом? Почему я поздоровалась с вами так? Ответ мы узнаем, если отправимся в путешествие. Чтобы узнать, куда мы отправимся в путешествие, зайдем в музей одной картины.
(На мольберте репродукция картины японского художника Утагава Хиросигэ, на столике - вазочка).
II. Работа с картиной. (по содержанию)
- О чем это призведение?
- Что интересного увидел художник и изобразил?
- Про что рассказывает художник?
- Посмотрите внимательно, какое время года изобразил художник?
- Как вы думаете, зима на картине морозная, трескучая или мягкая, не холодная? Почему?
- Что вы заметили необычного на картине? Какие отличия в одежде людей, в постройках?
- Эта картина называется "Зима" художника Утагава Хиросигэ. Как вы думаете, художник из России? Почему?
- Правильно, художник из другой страны, куда мы отправимся в путешествие.
- Интересно, почему вазочка находится рядом с картиной? (Предложить детям рассмотреть поближе, потрогать вазочку)
- Кто-нибудь догадался, куда мы отправимся в путешествие?
III. Работа с глобусом.
- Что это? (обращать внимание на полные ответы)
- Наша планета очень большая, на ней много разных стран. Какие страны вы знаете? Давайте попробуем отыскать Японию. Вот она, окружена Тихим океаном, Восточно-Китайским, Охотским и Японским морями. А как еще называют эту страну? Почему? чтобы оказаться в стране Восходящего Солнца, какой вид транспорта лучше выбрать? Почему?
IV. Релаксация. (Слушание японской нацилнальной музыки во время "полета в самолете")
V. Знакомство со слайдом "Япония - страна Восходящего Солнца"
1. Географическое расположение страны.
2. Государственный флаг Японии.
3. Столица Япония - Токио.
4. Национальное искусство - оригами, икебана.
5. Еда японцев.
6. Национальные праздники.
7. Боевые искусства.
8. Национальная одежда японцев.
VI. Физминутка "Мы веселые мартышки"
VII. Игра "Один - много"
Рыба - рыбы, воин - воины, мартышка - мартышки, циновка - циновки.
VIII. Игра "Сколько у меня в гардеробе вещей?"
1 сарафан - 2 сарафана, 3 сарафана... (до 10)
1 кимоно - 2 кимоно, 3 кимоно... (до 10)
- Что вы, ребята, заметили? (Слово "комоно" не склоняется)
IX. Звуковой анализ слова.
- Мы сегодня много говорили о стране Восходящего Солнца. Сейчас я вам скажу слоги слова, значение которого тоже относится к этой стране. Проблема в том, что слово распалось на слоги и неправильно собралось: МОНОКИ.
(Дети на слух определяют правильное слово КИМОНО. На магнитную доску прикрепить слово в правильном написании).
- Сколько звуков в слове "кимоно"? Произнесите их по порядку.
- Сколько гласных звуков? Назовите их.
- Сколько согласныз звуков? Назовите их.
- Дайте характеристику звука М, Н, К. Молодцы, справились с заданием!
X. Составление модели слова "кимоно"
(Предложить самостоятельно выложить модель слова. Проверка вместе с воспитателем. Первый звук "К" - согласный, глухой, в слове слышится мягко, значит обозначается зеленой карточкой. И так все звуки).
- Сколько звуков в слове "кимоно"? Сколько слогов?
- Как быстро можно узнать, сколько слогов в слове? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов)
Поставьте ударение в слове "кимоно". (Проверка вместе с воспитателем) Молодцы! Справились и с этим заданием.
XI. Работа по пословицам.
- Ребята, как вы думаете, японцы любят свою Родину? А русский народ свою Россию?
- Народная мудрость выражается в творчестве народа. Послушайте русскую пословицу: "Нет на свете ничего краше, чем Родина наша" О чем говорит пословица?
- А теперь японская пословица: "Нет места лучше дома" О чем говорит японская пословица? Смысл у пословиц какой? (одинаковый)
- Каждый народ любит свою Родину, желает ей добра и процветания.
XII. Итог (рефлексия)
- В какой стране мы побывали?
- Что изображено на флаге Японии?
- Как называется столица Японии?
- Какой вид искусства подарили японцы миру?
- А еще мы узнали, что есть слова, которые не ... (кимоно, суши)
- Молодцы! А теперь ответьте мне, почему я с вами поздоровалась так? И когда прощаются, японцытоже встают и поклоном провожают. Попрощаемся с гостями по-японски.