Консультация для родителей
На тему: «Особенности познавательного развития детей 2-3 лет»
Группа: младшая (2-3 года) общеразвивающей направленности
Второй год жизни характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно он ещё не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познаёт разнообразные предметы быта, природные дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом.
Наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающего лепета, который сохраняется у некоторых детей до полутора лет и даже более. Занятия в этот период должны проводиться в игровой форме, т к у малыша недостаточно развито произвольное внимание. Малышу трудно себя заставить то, что ему не интересно. Взрослому важно пробудить интерес к игрушке или занятию и в дальнейшем поддерживать его. Легче всего это сделать в игре. Важно при этом не переусердствовать, сочетать развлечение и дело так, чтобы одно не мешало другому. Интерес поддерживается заинтересованностью взрослого, а также характером речи: она должна быть эмоциональной неторопливой, достаточной громкости, состоять из коротких фраз и простых понятных ребёнку слов. Предоставляйте ребёнку пространство в разговоре, принимайте любой его ответ при этом предлагайте правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний важна повторность, благодаря которой растёт активность малыша, он легче справляется с заданием. Но при этом снижается заинтересованность, чтобы этого не произошло, на практике используют новые игрушки, меняют какую – ни будь одну деталь, демонстрируют предметы в движении, озвучивают предметы, наглядность сочетают со словом.
Зрительное восприятие это формирование образов и ситуаций внешнего мира, при их непосредственном воздействии на глаз.
Восприятие цвета считается самым сложным для ребёнка раннего возраста, это связано с тем, что ведущей деятельностью в этом возрасте является практическая деятельность, а с абстрактным цветом играть невозможно.
При проведении игр на формирование зрительного восприятия, внимания, запоминания необходимо учитывать особенности раннего возраста. Одно из особенностей этого возраста является его эмоциональность. Ребёнка привлекает только то, что ему нравиться и в данный момент представляет для него более значимый интерес.
В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные образы. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы образы были объединены словом с обозначением. Если этот процесс пройдёт успешно, то ребёнок сможет по слову вызывать представления о цвете предмета, о котором говорит взрослый и в дальнейшем употреблять эти слова самостоятельно. Этот процесс не происходит спонтанно, этому ребёнка необходимо обучать.
У ребёнка на третьем году жизни появляется одно важное качество – ребёнок, становиться способным, чётко выполнять инструкцию, выполнять задания по образцу, слушать словесные пояснения, понимать взрослого.
Ежедневно проводя игры – занятия, вы увеличите запас представлений ребёнка о свойствах предметов, что будет способствовать дальнейшему умственному развитию вашего малыша.
Общие показатели познавательного развития.
К трём годам ребёнок:
- учитывает цвет, форму, величину предмета, соотносит детали ( часть и целое), свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (способен собирать пирамидку, накрыть крышкой соответствующую кастрюльку, построить дорожку, башню, забор из кубиков, складывает простейший узор из крупной мозаики);
- использует различные средства для достижения цели, основываясь на своём прошлом опыте (влезает на стул, чтобы дотянуться до игрушки);
- понимает и использует слова для обо, обобщения и замещения людей, предметов или действий, в игре обозначает словом роль в действии ( я – мама, варю суп; Саша – шофёр, едет на машине), использует предметы - заместители;
- интересуется окружающим его миром, любопытен, любознателен, начинает задавать много вопросов («Кто это?», «Как это?», «А зачем?»). Особенный интерес проявляет к людям, их действиям, разговорам;
- знает назначение многих предметов, место, где они находятся, их принадлежность (полотенце – для того, чтобы вытирать руки, висит около умывальника; одежда в шкафчике, своя – в одном, чужая – в других).
Виды занятий.
- Складывание картинок из частей (макси – пазлы);
- Узнавание предметов, расположенных в разных ракурсах;
- Геометрические фигуры (2 - 2,6 лет ребенок способен выбирать однородные предметы по названию их формы взрослым, сравнивать предметы. В 3 года он способен самостоятельно называть форму, соотносить предметы по двум признакам (форма – величина, форма цвет)
- Простейшее конструирование (мозаика, конструктор, пирамидки различных видов);
- Узнавание овощей(фруктов), собирание их в корзинку, учим произносить названия;
- Учим совмещать предмет с отверстием, осуществлять пространственный разворот фигурок вкладышей, соотносить их с формой прорези;
- Учить определять цвет(четыре основных цвета);
- Собирание бус (по цвету бусин, по размеру бусин)
- Собирание матрёшки.
Общие показатели познавательного развития детей 2-3 лет.
К трём годам ребёнок:
- учитывает цвет, форму, величину предмета, соотносит детали ( часть и целое), свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (способен собирать пирамидку, накрыть крышкой соответствующую кастрюльку, построить дорожку, башню, забор из кубиков, складывает простейший узор из крупной мозаики);
- использует различные средства для достижения цели, основываясь на своём прошлом опыте (влезает на стул, чтобы дотянуться до игрушки);
- понимает и использует слова для обо, обобщения и замещения людей, предметов или действий, в игре обозначает словом роль в действии (я – мама, варю суп; Саша – шофёр, едет на машине), использует предметы - заместители;
- интересуется окружающим его миром, любопытен, любознателен, начинает задавать много вопросов («Кто это?», «Как это?», «А зачем?»). Особенный интерес проявляет к людям, их действиям, разговорам;
- знает назначение многих предметов, место, где они находятся, их принадлежность (полотенце – для того, чтобы вытирать руки, висит около умывальника; одежда в шкафчике, своя – в одном, чужая – в других).
Лепка в жизни ребенка 2-3 лет.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» -
Иммануил Кант.
Возраст 2-3 лет является оптимальным для включения лепки в досуг ребенка. Конечно, такие сложные фигурки, как лягушка или барашек из пластилина у маленького творца получатся еще не скоро, но смысл процесса не столько в создании шедевров, сколько в стимулировании развития малыша.
Научно доказан факт, что любая деятельность человека напрямую связана с работой головного мозга. Лепка из пластилина не только не исключение, а наоборот очень полезная активность, которая способствует развитию человека.
Лепка двумя руками простых элементов (шариков, колбасок) провоцирует одновременно работать два полушария головного мозга. Это способствует укреплению межполушарных связей. Благодаря этому улучшается саморегуляция и развивается внимание.
При лепке из пластилина любого вида хорошо развивается мелкая моторика, так как необходимо разминать пластилин, соединять части в целое, сплющивать, растягивать его. Это занятие улучшает координацию движений и оказывает колоссальное влияние на развитие речи.
Образное, логическое и абстрактное виды мышления хорошо развиваются, когда создается из пластилина аналог уже существующей модели либо собственный уникальный вариант изделия. При этом активно работает воображение, реализуются творческие способности, концентрируется внимание, вырабатывается терпение и способность довести начатое дело до конца.
Оказывается, что обычные занятия с пластилином могут влиять на физическое и психо-эмоциональное состояние человека. Именно поэтому рекомендуется работать с пластилином с раннего детского возраста и не бросать это занятие на протяжении всей жизни.
Занимаясь лепкой регулярно можно добиться снижения раздражительности, агрессивности, возбудимости. При этом нормализуется ночной сон и сохраняется спокойное состояние в часы бодрствования.
При помощи моделирования из пластилина человек передает свои эмоции, страхи, чувства. Такое невербальное выражение внутреннего состояния позволяет избавится от чувства страха, злости, неуверенности в себе, тревоги, поделится чувством радости, почувствовать уверенность в своих силах, помогает поверить в успех собственных действий.
Занятия лепкой служат некоторым мостом из мира воображаемого-мира фантазий в реальный мир. Это позволяет человеку почувствовать себя комфортно в различных ситуациях, так как он способен воплощать в жизнь с первого взгляда нереальные фантазии, находить выход из сложных ситуаций, находить нестандартные и оригинальные пути решения разного рода проблем.
Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешу разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом - лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
Все дети разные. Одни с удовольствием займутся разноцветными кусочками, у других пластилин не вызовет абсолютно никакого интереса, а некоторые и вовсе могут его бояться. Чтобы этого не произошло, необходимо заинтересовать ребенка и показать ему, как это может быть интересно и увлекательно.
На первых этапах обучения помогите малышу создавать очень простые предметы, которые просто не могут не получиться. Например, змейки, гусеницы, простые овощи и т. п.
Покажите, как можно раскатать кусочек и получить "колбаску", а соединив ее концы – "баранку". Из другого кусочка можно скатать шарик, мячик, а если его сплющить, получится "пряник", "блинчик", "печенье". Выделите специальное место для работ по лепке, чтобы ребенок мог сам расставлять вылепленные фигурки или составлять вместе с вами простые композиции: "курочка пьет воду из блюдца", "неваляшки водят хоровод", "снеговики ждут детей". Хорошо, если ребенок будет играть с ними, как с игрушками. Когда у вас наберется достаточное количество вылепленных предметов узнаваемых форм, можно организовать выставку, на которую пригласить всех домашних. Ребенку будет приятно – ведь это его первая выставка.
Очень увлекательное занятие – создание отпечатков. Для этого предложите ребенку скатать шар и раздавить его ладошкой. На полученной лепешке можно оставлять всевозможные отметины: пальцев, монет, колечек, других предметов.
Также наверняка заинтересует малыша создание картин. Предложите ему основу из картона, на которой будут сделаны определенные детали, и пусть он сам доделает недостающие элемент, например, капельки дождя из пластилина или лучики солнца, травку, стебельки цветков и прочее.
Выбор материала
Для самых юных скульпторов лучше подобрать мягкий материал, такой как обычный пластилин, мягкий пластилин и масса для моделирования.
Если же у вас достаточно свободного времени, можете самостоятельно или на пару с ребенком сделать соленое тесто, которое намного безопаснее для здоровья.
Для более взрослых ребят, помимо этих материалов, есть шариковый пластилин, всем известная глина, воск и жидкая керамика.
В любом случае покупать материал стоит исходя из личных предпочтений того, для кого он предназначен. Пробуйте, экспериментируйте, наблюдайте!
Не имеет смысла предъявлять высокие требования тому, кто впервые в жизни держит в руках карандаш или кусочек пластилина, дети не рождаются гениями, чтобы сразу всё уметь. А вот ранимыми – да. Рождаются.
Поэтому с особым вниманием относитесь к себе, к словам, жестам и поступкам, анализируйте поведение, не выкидывайте его работы, не давайте ребенку даже малейшего повода сомневаться в собственных умениях.
Здесь необходимо понять одну вещь: кроме вас, у него никого нет. Ему не на кого равняться и некого слушать, не у кого узнать оценку. Вы – его родитель. И ваше мнение для него – всё.
Неважно, насколько те желтые прилепленные на лист кружочки и ломанные синие зигзаги похожи на ваше лицо, важно лишь то, как это видит ребенок.
И пусть темные круги в углу – машина. Это более чем нормально.
Хвалите ребенка за изобретательность, ненавязчиво интересуйтесь, где находятся глаза, нос, губы. Вселяйте ему уверенность в себя и желание развиваться.
Не оставляйте малыша одного. Ни на миг. Помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин, но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).
Следите за его поведением: если ребенок, несмотря ни на какие увещевания, продолжает тянуть пластилин в рот, следует подумать о перенесении занятий, так как смысла в них пока все равно не будет.
После занятий сразу же убирайте материал в недоступное место.
Лепка с ребенком – процесс нелегкий, но при должном обыгрывании ситуации очень веселый и познавательный.
Вы можете читать сказки, сочинять истории самостоятельно – выбор ограничивается только вашей фантазией.
Главное – общайтесь, непрерывно и обо всем, плавно направляйте его, помогайте, поддерживайте инициативу.
Ведь занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Консультация для родителей "Формирование математических представлений у детей 2-3 лет"
Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, поощрять его активную реакцию на окружающий мир. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями.
Многие родители задумываются о том, с какого возраста стоит увлекать ребёнка точными науками. Наиболее благополучным для начального математического развития является ранний дошкольный возраст.
В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов.
Обратимся к детской психологии. В возрасте 2-3 лет у ребёнка наглядно-действенный тип мышления. Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд физических действий. Такие образовательные методы как лекция или беседа совершенно не подходят для представленной возрастной категории, поскольку не предполагают получение знаний наглядно-действенным способом. Идеальным же решением для работы с младшими дошкольниками является использование дидактических игр.
Ребенок 2-3 лет познает окружающую действительность через игру: с ее помощью он изучает новые предметы, благодаря ей обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребенка наукой. Так же в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление.
Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребенку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знанием. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребенок должен не только увидеть, но потрогать эти фигуры. Только в том случае, его память зафиксирует отличия геометрических форм достаточно быстро. Занимаясь ранним развитием ребенка, следует подходить ко всему с большой осторожностью. Важно помнить, что основной целью математического воспитания в раннем возрасте – это заинтересовать, но не перегрузить знаниями. Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребенку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знанием.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.
Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше).
Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как длинный -короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий -низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще- тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно, чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой- маленький.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду. ∙ Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел. ∙ Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии ребенка о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. ∙ Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы его будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение. ∙ Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптируются дети, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым. ∙ Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас. ∙ Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего ребенка. ∙ Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению. ∙ Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку. ∙ В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес дошкольного учреждения и его сотрудников. ∙ Никогда не пугайте ребенка детским садом. ∙ Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить ребенка, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
Консультация для родителей
«Аппликация для малышей 2 – 3 х - лет»
Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности.
Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:
1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать ), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, по разному шуршит.
2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: кисточка, клей, клеенка и др.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
- Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми. Для самых маленьких детей лучше начинать с выполнения веселых аппликаций обрывным методом. В этом случае не используются ножницы, а значит, такой способ создания поделок является самым безопасным. Обыкновенно в обрывной аппликации применяется яркая цветная бумага, которую рвут на мелкие кусочки, а затем наклеивают на лист картона.
Чем полезна аппликация для ребенка?
Выполнение аппликаций с ребенком 2 -3 лет способствует:
-развитию воображения;
-укреплению детских пальчиков;
-развитию мелкой моторики рук;
-формированию первых представлений о цветах, а также плотности и фактуре материала; -развитию логического и пространственного мышления;
- раскрытию таланта .
Содержание работ в этом возрасте своеобразно. - полуобъёмная из бумажных комочков, шариков.
- мозаичная из кусочков бумаги.
- предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. - геометрическая аппликация. При занятиях геометрической аппликацией изображение составляется из простых геометрических форм. Маленькому ребенку еще не под силу заниматься аппликацией в ее традиционном виде – вырезать детали из цветной бумаги и наклеивать их на основу. Поэтому для занятий лучше всего воспользоваться приготовленными заранее фигурами. Сначала, малыш будет выкладывать из них различные изображения на большом листе картона. Сколько всего нужно постичь ребенку, насколько должно развиться его мышление, чтобы понять, например, что изображение домика можно составить из квадрата с треугольником, или научиться складывать из трех кружочков снеговика, или лесенку - из прямоугольников разной длины. Для занятий аппликацией нужно сделать набор геометрических форм приклеив сверху соответствующей фигуры, вырезанные из цветной бумаги или ткани. Фигуры лучше сделать достаточно крупными, чтобы крохе было удобней их брать.
Рекомендации по проведению занятий
Заниматься аппликацией малышу, конечно же, удобней всего за своим детским столиком, в одежде без длинных рукавов или с подвернутыми рукавами. Занятия должны носить характер игры и продолжаться от 5 до 10 минут. Предлагая малышу впервые сделать, скажем, неваляшку, покажите ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое. Даже если на первый взгляд ребенок усвоил, как складывается то или иное изображение. Можно, например, складывать домик на нескольких занятиях подряд или возвращаться к этому образу спустя какое-то время, внося какие-то усовершенствования - меняя его размер, форму, цвет или добавляя детали. А затем ребенка можно привлечь к наклеиванию геометрических фигур, при создании сюжетной картинки. Во время занятий комментируйте свои действия и действия ребенка для того, чтобы малыш усваивал названия фигур и названия цвета. Если вы сделали снеговика, зайчонка и т.д., то глаза и рот можно сделать из маленьких кусочков пластилина. Перед началом занятия положите перед малышом все фигурки и дайте ему возможность познакомиться и поиграть с ними. Занимаясь геометрическим конструированием, малыш должен двигаться от простого к сложному.
Перед тем как приступить к занятиям, предложите ребёнку размять ладошки, пальчики.
Здесь Вам могут помочь следующие игры.
"Весёлые брызги" - встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
"Пальчики стучат" - выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
"Узнай предмет" - ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "угадать" предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
"Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
"Торопливый жучок" - пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
"Сорока-белобока" - текст известного детского стишка сопровождается движениями пальцев рук. Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.
Далее предложите ребёнку поиграть с "Волшебными картинками". Но непременное условие - Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении.
Мы предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов игр в "Волшебные картинки". "Помоги яблоку найти свою половинку". Игра научит ребёнка собирать целое из частей, присоединять части друг к другу, поможет стать более целеустремлённым, настойчивым.
Материал: вырезанные из разноцветного картона и разрезанные на две половинки силуэты яблок, отличающиеся друг от друга конфигурацией, величиной, цветом.
Все части Вы перемешиваете, а ребёнку предлагаете составить из половинок целые яблоки. Как только ребёнок научится достигать положительного результата, можно сменить материал. Это могут быть плоскостные изображения домиков, варежек, листиков и т. д.
"Воздушные шары на ниточках". Игра научит присоединять части друг к другу, повысит точность движений руки.
Материал: вырезанные из картона разноцветные шары овальной и круглой формы жёлтого, зелёного, красного, синего цветов разных размеров; карточки с наклеенными ниточками соответствующих цветов. Ребёнку предлагается "привязать" шары к ниточкам - сначала приложить друг к другу, а потом с Вашей помощью приклеить. Позже можно "привязывать" верёвочки к машинам, резиночки к варежкам и т. д. Попутно с этими играми или позже можно учить ребёнка выполнять упражнения, с ориентировкой на натуру, иначе говоря, работать с образцом."Волшебные картинки" нам в этом помогут.
"Найди сестрёнку". Игра способствует развитию зрительного восприятия, а также умению анализировать заданный образец. Воспитывает внимание и произвольность действий.
Материал: несколько плоскостных изображений пирамидок разной формы и конфигурации. Каждая пирамидка в двух экземплярах.
Перед ребёнком выставляется пирамидка. На столе лежат остальные, в том числе двойник образца. Ребёнку предлагается найти такую же, как "сестрёнка". Ребёнок в состоянии справиться этим заданием и им подобными если не сейчас, то немного позже. И не при вашем участии, а как-нибудь совершенно независимо от Вас. Ведь есть же фабричные игры "Собери картинку" или "Волшебные кубики".
Но помните, чем раньше Вы начнёте играть с ребёнком с готовыми формами, тем больше шансов у ребёнка стать целеустремлённым, тем быстрее ребёнок сможет научиться осознавать свои действия, тем быстрее у него повысится произвольность движений руки, разовьётся мелкая мускулатура пальцев.
Успехов Вам и Вашему малышу!