Рекомендации для родителей по математике
для детей младшего дошкольного возраста
Одним из главных принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир.
Несомненно, значительную часть знаний по математике ребенок получает в детском саду на занятиях. Но ведь окружающий мир ребенка, не менее ценный источник получения таких знаний. И без помощи родителей здесь не обойтись!
Нет необходимости нагружать ребенка множеством скучных и непонятных математических терминов. Давайте, коротко определим, что же посильно ребенку на четвертом году жизни усвоить.
- Знать и уметь рисовать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
- Уметь различать предметы по форме, размеру, цвету.
- Сравнивать количество предметов: меньше, больше, равно, один, много, мало.
- Объединять предметы в группу по признакам.
Используйте время проведенное вместе с ребенком по дороге домой, в магазин или просто на кухне. Обращайте внимание малыша на цвет предметов: яблоко желтое, скатерть красная и т.д. На форму предметов: тарелка круглая, стол квадратный и т.д. На размер: ложка большая, ложка маленькая. Когда идёте по улице рассматривайте деревья, используя термины выше-ниже, толще-тоньше. Рисует ваш ребенок, спросите его о длине карандашей, чтобы в быту он употреблял такие слова, как длинный-короткий. Используйте игрушки разной величины: матрешки, куклы, машины. Сравнивайте всё вокруг по величине.
Также можно проводить домашние занятия. Они в этом возрасте должны проходить исключительно в игровой форме, без принуждения и в хорошем настроении ребенка и родителей. И начинаться со слов «Поиграем?»
Приведем несколько примеров игр с ребенком, которые помогут вам весело и с пользой провести время.
Упражнение: «Какая фигура лишняя?»
Материал: пять кругов разных размеров и цветов, маленький красный квадрат. Вопрос: определи, какая фигура лишняя и почему? Ответ: квадрат, все остальные круги.
Упражнение: «Пуговицы»
Материал: несколько круглых пуговиц разных цветов и размеров, несколько квадратных пуговиц разных цветов и размеров. Например, сверху положить ряд круглых пуговиц, а вниз, под них, квадратные. Вопрос: поровну ли их, больше или меньше?
Упражнение: «Чаепитие»
Материал: несколько чашек и блюдец, количество разное. Вопрос выяснить: равное ли их количество? Чего больше, а чего не хватает.
Упражнение: «Один-много»
Задание: Найти в квартире предметы, которых много (стулья, тарелки), а каких всего один (шкаф, стол).
Упражнение: «Найди похожий предмет»
Задание: найти в квартире предметы, похожие на геометрические фигуры.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживать и развивать интерес к математике.
Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.
Играйте с ребенком с удовольствием!