Консультация для родителей
«Аппликация для малышей 2 – 3 х - лет»
Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности.
Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:
1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать ), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, по разному шуршит.
2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: кисточка, клей, клеенка и др.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.
- Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми. Для самых маленьких детей лучше начинать с выполнения веселых аппликаций обрывным методом. В этом случае не используются ножницы, а значит, такой способ создания поделок является самым безопасным. Обыкновенно в обрывной аппликации применяется яркая цветная бумага, которую рвут на мелкие кусочки, а затем наклеивают на лист картона.
Чем полезна аппликация для ребенка?
Выполнение аппликаций с ребенком 2 -3 лет способствует:
-развитию воображения;
-укреплению детских пальчиков;
-развитию мелкой моторики рук;
-формированию первых представлений о цветах, а также плотности и фактуре материала; -развитию логического и пространственного мышления;
- раскрытию таланта .
Содержание работ в этом возрасте своеобразно. - полуобъёмная из бумажных комочков, шариков.
- мозаичная из кусочков бумаги.
- предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п. - геометрическая аппликация. При занятиях геометрической аппликацией изображение составляется из простых геометрических форм. Маленькому ребенку еще не под силу заниматься аппликацией в ее традиционном виде – вырезать детали из цветной бумаги и наклеивать их на основу. Поэтому для занятий лучше всего воспользоваться приготовленными заранее фигурами. Сначала, малыш будет выкладывать из них различные изображения на большом листе картона. Сколько всего нужно постичь ребенку, насколько должно развиться его мышление, чтобы понять, например, что изображение домика можно составить из квадрата с треугольником, или научиться складывать из трех кружочков снеговика, или лесенку - из прямоугольников разной длины. Для занятий аппликацией нужно сделать набор геометрических форм приклеив сверху соответствующей фигуры, вырезанные из цветной бумаги или ткани. Фигуры лучше сделать достаточно крупными, чтобы крохе было удобней их брать.
Рекомендации по проведению занятий
Заниматься аппликацией малышу, конечно же, удобней всего за своим детским столиком, в одежде без длинных рукавов или с подвернутыми рукавами. Занятия должны носить характер игры и продолжаться от 5 до 10 минут. Предлагая малышу впервые сделать, скажем, неваляшку, покажите ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое. Даже если на первый взгляд ребенок усвоил, как складывается то или иное изображение. Можно, например, складывать домик на нескольких занятиях подряд или возвращаться к этому образу спустя какое-то время, внося какие-то усовершенствования - меняя его размер, форму, цвет или добавляя детали. А затем ребенка можно привлечь к наклеиванию геометрических фигур, при создании сюжетной картинки. Во время занятий комментируйте свои действия и действия ребенка для того, чтобы малыш усваивал названия фигур и названия цвета. Если вы сделали снеговика, зайчонка и т.д., то глаза и рот можно сделать из маленьких кусочков пластилина. Перед началом занятия положите перед малышом все фигурки и дайте ему возможность познакомиться и поиграть с ними. Занимаясь геометрическим конструированием, малыш должен двигаться от простого к сложному.
Перед тем как приступить к занятиям, предложите ребёнку размять ладошки, пальчики.
Здесь Вам могут помочь следующие игры.
"Весёлые брызги" - встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
"Пальчики стучат" - выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
"Узнай предмет" - ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "угадать" предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
"Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
"Торопливый жучок" - пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола.
"Сорока-белобока" - текст известного детского стишка сопровождается движениями пальцев рук. Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.
Далее предложите ребёнку поиграть с "Волшебными картинками". Но непременное условие - Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении.
Мы предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов игр в "Волшебные картинки". "Помоги яблоку найти свою половинку". Игра научит ребёнка собирать целое из частей, присоединять части друг к другу, поможет стать более целеустремлённым, настойчивым.
Материал: вырезанные из разноцветного картона и разрезанные на две половинки силуэты яблок, отличающиеся друг от друга конфигурацией, величиной, цветом.
Все части Вы перемешиваете, а ребёнку предлагаете составить из половинок целые яблоки. Как только ребёнок научится достигать положительного результата, можно сменить материал. Это могут быть плоскостные изображения домиков, варежек, листиков и т. д.
"Воздушные шары на ниточках". Игра научит присоединять части друг к другу, повысит точность движений руки.
Материал: вырезанные из картона разноцветные шары овальной и круглой формы жёлтого, зелёного, красного, синего цветов разных размеров; карточки с наклеенными ниточками соответствующих цветов. Ребёнку предлагается "привязать" шары к ниточкам - сначала приложить друг к другу, а потом с Вашей помощью приклеить. Позже можно "привязывать" верёвочки к машинам, резиночки к варежкам и т. д. Попутно с этими играми или позже можно учить ребёнка выполнять упражнения, с ориентировкой на натуру, иначе говоря, работать с образцом."Волшебные картинки" нам в этом помогут.
"Найди сестрёнку". Игра способствует развитию зрительного восприятия, а также умению анализировать заданный образец. Воспитывает внимание и произвольность действий.
Материал: несколько плоскостных изображений пирамидок разной формы и конфигурации. Каждая пирамидка в двух экземплярах.
Перед ребёнком выставляется пирамидка. На столе лежат остальные, в том числе двойник образца. Ребёнку предлагается найти такую же, как "сестрёнка". Ребёнок в состоянии справиться этим заданием и им подобными если не сейчас, то немного позже. И не при вашем участии, а как-нибудь совершенно независимо от Вас. Ведь есть же фабричные игры "Собери картинку" или "Волшебные кубики".
Но помните, чем раньше Вы начнёте играть с ребёнком с готовыми формами, тем больше шансов у ребёнка стать целеустремлённым, тем быстрее ребёнок сможет научиться осознавать свои действия, тем быстрее у него повысится произвольность движений руки, разовьётся мелкая мускулатура пальцев.
Успехов Вам и Вашему малышу!