МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад

Конспект

интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

 

в подготовительной группе "Теремок"

 

Тема: "Япония - страна Восходящего Солнца"

 

Воспитатель Валеева Эльза Равильевна

с. Усть-Ишим - 2016 г.

Цель: Формирование элементарных представлений о Японии

Задачи:

Образовательные: знакомство с бытом, культурой, обычаями японцев.

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме единственного и множественного числа); знакомство с несклоняемыми существительными.

Развивающие: Продолжать развивать монологическую речь.

Воспитательные: Воспитывать интерес  и уважительное отношение к другим национальностям и народам, к их национальной культуре.

Материал к занятию: Глобус, репродукция картины "Зима" У. Хиросигэ, карточки с неправильным словом "МОНОКИ" и правильным словом "КИМОНО", вазочка, веер,  запись японской национальной музыки, материал со слайдами, ноутбук. мультимедийная установка, карточки по 10 зеленого, 30 красного, 20 синего цветов.

Ход НОД:

I. Организационный момент:

- Ребята, я уже с вами утром встречалась, поздоровалась. Но сейчас я хочу еще раз поприветствовать вас. (Приветствие, как в Японии). Что вы почувствовали, когда я приветствовала вас таким образом? Почему я поздоровалась с вами так? Ответ мы узнаем, если отправимся в путешествие. Чтобы узнать, куда мы отправимся в путешествие, зайдем в музей одной картины.                                       

(На мольберте репродукция картины японского художника Утагава Хиросигэ, на столике - вазочка).

II. Работа с картиной. (по содержанию)

- О чем это призведение?

- Что интересного увидел художник и изобразил?

- Про что рассказывает художник?

- Посмотрите внимательно, какое время года изобразил художник?

- Как вы думаете, зима на картине морозная, трескучая или мягкая, не холодная? Почему?

- Что вы заметили необычного на картине? Какие отличия в одежде людей, в постройках?

- Эта картина называется "Зима" художника  Утагава Хиросигэ. Как вы думаете, художник из России? Почему?

- Правильно, художник из другой страны, куда мы отправимся в путешествие.

- Интересно, почему вазочка находится рядом с картиной? (Предложить детям рассмотреть поближе, потрогать вазочку)

- Кто-нибудь догадался, куда мы отправимся в путешествие?

III. Работа с глобусом.

- Что это? (обращать внимание на полные ответы)

- Наша планета очень большая, на ней много разных стран. Какие страны вы знаете? Давайте попробуем отыскать Японию. Вот она, окружена Тихим океаном, Восточно-Китайским, Охотским и Японским морями. А как еще называют эту страну? Почему? чтобы оказаться в стране Восходящего Солнца, какой вид транспорта лучше выбрать? Почему?

IV. Релаксация. (Слушание японской нацилнальной музыки во время "полета в самолете")

V. Знакомство со слайдом "Япония - страна Восходящего Солнца"

1. Географическое расположение страны.

2. Государственный флаг Японии.

3. Столица Япония - Токио.

4. Национальное искусство - оригами, икебана.

5. Еда японцев.

6. Национальные праздники.

7. Боевые искусства.

8. Национальная одежда японцев.

VI. Физминутка "Мы веселые мартышки"

VII. Игра "Один - много"

Рыба - рыбы, воин - воины, мартышка - мартышки, циновка - циновки.

VIII. Игра "Сколько у меня в гардеробе вещей?"

1 сарафан - 2 сарафана, 3 сарафана... (до 10)

1 кимоно - 2 кимоно, 3 кимоно... (до 10)

- Что вы, ребята, заметили? (Слово "комоно" не склоняется)

IX. Звуковой анализ слова.

- Мы сегодня много говорили о стране Восходящего Солнца. Сейчас я вам скажу слоги слова, значение которого тоже относится к этой стране. Проблема в том, что слово распалось на слоги и неправильно собралось: МОНОКИ.

(Дети на слух определяют правильное слово КИМОНО. На магнитную доску прикрепить слово в правильном написании).

- Сколько звуков в слове "кимоно"? Произнесите их по порядку.

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Сколько согласныз звуков? Назовите их.

- Дайте характеристику звука М, Н, К. Молодцы, справились с заданием!

X. Составление модели слова "кимоно"

(Предложить самостоятельно выложить модель слова. Проверка вместе с воспитателем. Первый звук "К" - согласный, глухой, в слове слышится мягко, значит обозначается зеленой карточкой. И так все звуки).

- Сколько звуков в слове "кимоно"?  Сколько слогов?

- Как быстро можно узнать, сколько слогов в слове? (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов)

Поставьте ударение в слове "кимоно". (Проверка  вместе с воспитателем) Молодцы! Справились и с этим заданием.

XI. Работа по пословицам.

- Ребята, как вы думаете, японцы любят свою Родину? А русский народ свою Россию?

- Народная мудрость выражается в творчестве народа.  Послушайте русскую пословицу: "Нет на свете ничего краше, чем Родина наша" О чем говорит пословица?

- А теперь японская пословица: "Нет места лучше дома" О чем  говорит японская пословица? Смысл у пословиц какой? (одинаковый)

- Каждый народ любит свою Родину, желает ей добра и процветания.

XII. Итог (рефлексия)

- В какой стране мы побывали?

- Что изображено на флаге Японии?

- Как называется столица Японии?

- Какой вид искусства подарили японцы миру?

- А еще мы узнали, что есть слова, которые не ... (кимоно, суши)

- Молодцы! А теперь ответьте мне, почему я с вами поздоровалась так? И когда прощаются, японцытоже встают и поклоном провожают. Попрощаемся с гостями по-японски.